МБОУ ДОД Ижморская ДЮСШ                                                                                                                                                                                         

 

 

Программа рассмотрена и утверждена

                 на тренерском  совете

                      МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ»

                             Директор ДЮСШ

                             ______ А.Е. Аленин

                                                                                                                               «____»  января 2012 г.

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

 

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

«Ижморская детско – юношеская спортивная школа»

п.г.т. Ижморский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

 

 Наименование программы:

 

Программа   развития   муниципального бюджетного  образовательного   учреждения дополнительного образования детей «Ижморская детско-юношеской спортивной школы» 2012-2015гг.

 

 

 

 Время создания программы: январь, 2012 г.

 

 Авторы программы:       Аленин А.Е. - директор МБОУ ДОД  «Ижморской

                                              детско-юношеской спортивной школы»

                                              п.г.т. Ижморский, Кемеровской области

 

                                             Лосева Наталья Борисовна – заместитель директора

                                             по учебно – воспитательной

                                             работе МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ»

 

Исполнители мероприятий программы: 

   1.МБОУ ДОД «Ижморская детско-       юношеская   

      спортивная школа»

                                            652120. п.г.т. Ижморский, Кемеровской  области,

                                              ул. Стадионная 14 тел.  

                                            (838459)2 -19-97, Эл. Адрес: izhmorscky.dyussh @

                                              yandex.ru

 

 

 

Основания для разработки программы:

 

          Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Закон Российской Федерации «Об  образовании».

                                      3.       Национальная доктрина образования в Российской

                                                  Федерации на период до  2025 года.

  1.      Типовое положение об образовательном учреждении  

          дополнительного  образования детей, утвержденное  

          постановлением Правительства от 7  марта 1995 г.

          №  233 с учетом Постановления Правительства  

        Российской  Федерации от 7декабря 2006 года № 752 «О

        внесении изменений в Типовое  положение об   

        образовательном учреждении  дополнительного    

        образования   детей».

 5.    Закон Кемеровской области «Об    образовании»;

 

 

 

 

Цель программы:                                    

1.Обеспечение условий для развития   педагогической  

системы муниципального  бюджетного образовательного    учреждения дополнительного образования детей

                                        «Ижморской детско – юношеской    спортивной   школы»;

2.Создание и укрепление правового и экономического  

  механизма повышения   уровня физической

  подготовленности детей,  подростков и молодежи. Рост  

                                          массового  детско – юношеского спорта и мастерства

                                          спортсменов;  

3.Совершенствование подготовки спортивных резервов; 

4.Профилактика заболеваемости и снижения криминогенной

            напряженности в   подростково – молодежной среде    

  средствами физической культуры и спорта

                                          оздоровительной деятельности учреждения.

 

 

 

 

Основные задачи:

 

1.               Повышение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям общества.

 

2.               Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте, преимущественно от 6 до 18 лет;

 

3.               Организация содержательного досуга, повышение уровня творческих способностей, раннее выявление и сопровождение  одаренных детей.

4.               Привлечение максимального количества детей, подростков, молодежи и учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом культивируемых в ДЮСШ.

 

 

         Сроки реализации Программы: 2012-2015 г.г.

 

Структура Программы.

 

Достижение реализации намеченных целей и задач планируется в два этапа:

 

Первый этап (2012-2013 годы) - подготовительный к переходу от режима функционирования в режим развития: формирование учебно-методической базы. Максимально возможное и эффективное решение кадровых вопросов, структуризация направлений и сфер деятельности, управления и контроля, укрепление материально-технической базы ДЮСШ. Развитие системы взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

 

Второй этап (2013-2015  годы) – реализация режима развития: (формирование научно-методической базы); апробация новых образовательных программ, технологий; расширение сферы услуг; прочное вхождение в образовательное и культурное пространство района  и области; создание материально-технической базы достаточного уровня.

 

 Приоритетные направления Программы:

 

Программа представляет собой непрерывную образовательную технологию, которая обеспечивает:

 

1.Для обучающихся ДЮСШ - приобретение практических навыков в  спортивной деятельности, поддержание здорового образа жизни, формирование необходимых личных качеств и социальных компетентностей;

 

2.Для сотрудников - повышение профессионального уровня, квалификации;

 

3.В рамках дополнительного образования - расширение  кругозора и раннюю профориентацию.

 

 

 

Опираясь на  опыт работы в области развития  детского  спорта, Программа включает следующие направления:

 

1.               Нормативно-правовое направление, обеспечивающее реализацию прав и свобод ребенка в соответствии с нормативными документами.

 

 

2.               Методическое направление, заключающееся во внедрении в практику работы ДЮСШ  научных разработок в области дополнительного образования детей, в обобщении педагогических технологий.

 

3.               Организационное направление, предусматривающее организацию и проведение мероприятий программы.

 

4.               Работа с кадрами предусматривает проведение семинаров для педагогов дополнительного образования детей,  а также обобщение и распространение передового педагогического опыта.

 

5.               Работа с семьей и общественными организациями, предусматривает мероприятия направленные на установление партнерских отношений с общественными организациями по поддержке детей и молодежи, вовлечение семей обучающихся в образовательно - воспитательный процесс.

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:

 

1. Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное

    учреждение.

 

2. Статус: образовательное учреждение дополнительного образования

    детей;

 

3. Тип: физкультурно-спортивная направленность, 

 

4. Вид: детско-юношеская спортивная школа.

 

 

МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ» выполняет следующие функции:

 

1. Осуществление работы по привлечению обучающихся к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

 

2. Проведение учебно-тренировочной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на спортивное совершенствование, укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие;

 

3. Представление детям и подросткам равных условий для обучения в МБОУ ДОД «ИжморскаяДЮСШ», а имеющим перспективу необходимых условий для  их  спортивного совершенствования;

 

4. Способствование формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных, нравственных способностей, достижению уровня спортивных достижений сообразно способностям;

 

5. Оказание всесторонней помощи образовательным учреждениям в организации работы по физкультуре и спорту;

 

6. Повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта;

 

7. Организация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе учреждения ;

 

8. Организация оздоровительных, спортивных лагерей для обучающихся за пределами учреждения, в том числе с выездом за пределы п.г.т. Ижморский;

 

9. Осуществление иной деятельность, не запрещенной законодательством РФ.

 

 

 

     Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября. Учебный план составляется с расчетом 46 недель учебно – тренировочных занятий в условиях спортивной школы. Деятельность обучающихся в ДЮСШ осуществляется в одновозрастных и разновозрастных группах по видам спорта, которые организуются на весь учебный год.

Минимальная накопляемость групп:

  • -спортивно – оздоровительный этап – 15  человек;
  • этап начальной подготовки – до 1 года обучения – 15 человек, свыше 1 года обучения – 12 человек;
  • учебно – тренировочный этап – до 2лет обучения – 10 человек, свыше 2 лет обучения – сдавшие экзамены учебно – тренировочного этапа – 10 человек.

Основными формами учебно – тренировочного процесса являются:

  • групповые учебно – тренировочные и теоретические занятия;

         Индивидуальные учебно – тренировочные занятия;

Медико – восстановительные мероприятия;

  • тестирование и медицинский контроль;

Участие в матчевых встречах и соревнованиях различного уровня;

  • учебно – тренировочные сборы;
  • инструкторская и судейская практика обучающихся.
  • Продолжительность одного тренировочного занятия не может превышать:
  • на спортивно – оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки – 2 часа;
  • на учебно – тренировочном этапе – 3 часа.

 

 

 

 

          В детско-юношеской спортивной школе работает 10 основных педагогов дополнительного образования и девять совместителей, функционируют восемь отделений: баскетбола, волейбола, мини – футбола, каратэ, пауэрлифтинга,  настольного тенниса, шахмат и  аэробики.

 

          На 1 января 2012года в МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ»  обучается 469 детей.

 

В каникулярное время Учреждение может открывать в установленном порядке лагеря (с дневным пребыванием), на своей базе. Основной формой работы с обучающимися являются занятия в спортивных объединениях.  Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом учебных планов и образовательных программ. Образовательные программы учреждения модифицированные, разработанные на основе утвержденной  Федеральным агентством по физической культуре и спорту РФ «Программы по спортивной подготовке для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» (авторы: С.В.Ерегин, И.Д.Свищев, С.И.Соловейчик и др., 2006 г.).

 

 В Учреждении ведется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников. С этой целью в Учреждении постоянно работает тренерско-преподавательский совет. Порядок его работы определяется Положением о тренерском совете.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

МБОУ ДОД «Ижморской детско-юношеской спортивной школы» п.г.т. Ижморский

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ:

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

 В последние годы в России наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи. По данным различных исследований, лишь у 10% молодежи отмечается уровень физического состояния и здоровья близкий к норме, около 40% детей, страдающих хроническими заболеваниями; прогрессируют болезни костно-мышечной системы, сердечно-сосудистые заболевания, органов зрения, нервной системы, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями. Половина юношей и девушек оканчивают школу, имея 2-3 хронических заболевания, лишь 15% выпускников общеобразовательных учреждений России можно считать здоровыми. Острота социально-экономических проблем в стране способствует проникновению в молодежную среду наркомании, токсикомании, табакокурения, злоупотребления алкогольными напитками, провоцирует духовно неразвитую молодежь на проявления антиобщественного поведения и вандализма. Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для повышения уровня здоровья и физической подготовленности молодого организма, в настоящее время составляет лишь 25%. Это в свою очередь ведет к сокращению продолжительности жизни. Необходима активная стратегия формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Основой этой стратегии является привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом и самодеятельным туризмом. Социально ориентированная физкультурно-спортивная работа, направленная на профилактику правонарушений среди детей, подростков и молодежи, позволяет предотвратить вовлечение в преступную деятельность примерно 10-15% молодых людей. На наш взгляд, в настоящее время развитию физической культуры и массового детско-юношеского спорта, как важных средств профилактики и преодоления указанных негативных явлений, уделяется недостаточное внимание. Из общего числа российских школьников постоянно занимаются физической культурой и спортом чуть более 12% . Отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физической подготовленности детей, подростков и молодежи привело к резкому снижению управляемости процессом их физического воспитания. Кроме того, низкая заработная плата тренеров-преподавателей, где зачастую трудятся мужчины, привела в данный момент к дефициту специалистов физкультурно-спортивной направленности не только в спортивной школе, но и в общеобразовательных учреждениях города. Важнейшим компонентом развития массовых форм физкультурно-спортивной деятельности является участие в этом средств массовой информации: пропаганда и популяризация детско-юношеского спорта должным образом не ведется. Надо отметить, что сфера досуга в настоящее время заполнена разнообразными занятиями, не всегда полезными для детей. Одним из приоритетов досуговой деятельности должны стать занятия физкультурой, в том числе семейный спортивный досуг.

 

         Сложившаяся ситуация в системе образования Кемеровской области и в частности в п.г.т. Ижморский, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый образ образования, создание условий для интеграции общего и дополнительного образования. Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В свою очередь, изменились и требования к качеству образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностями экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования - освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, здоровой и органически развитой личностью,  гражданином страны, семьянином.

 

Создание концепции развития МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ», учитывающей эти особенности современного состояния общества, насущная потребность времени.  Развитие - обязательный элемент деятельности  образовательного учреждения, призванного, с одной стороны, реагировать на изменения социокультурной и экономической жизни общества, с другой, решать вопросы создания привлекательного имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке образовательных услуг.

 

Разработанная Концепция развития МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ» рассчитана на период 2012-2015 годы.

 

 

 

БАЗОВЫЕ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

 

             Правовой основой концепции развития является Закон Российской Федерации «Об образовании»,  Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей.

 

  Развитие образовательного учреждения должно основываться на анализе его потенциала. Концепция развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация концепции может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей концепции выступает идея развития, понимаемая в триединстве задач:

 

1.Создание необходимых условий для развития и социализации личности обучающегося;

 

2.Запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного учреждения;

 

3.Превращение образовательного процесса в действенный фактор развития личности обучающегося, при этом образовательно-тренировочный процесс в учреждении понимается как ценностное единство процессов развития, оздоровления, обучения, воспитания.

 

 

 

Концепция МОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ» строится на следующих позициях:

 

1. Расширение социальных связей обучающихся с окружающим миром;

 

2. Формирование единого образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования;

 

3. Создание системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития и социального становления личности в условиях социума.

 

Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов. В связи с этим план, включённый в данную концепцию, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ

 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ижморская  детско-юношеская спортивная школа» – это учреждение не только для обучающихся в нём спортсменов, но и для тренеров-преподавателей, учителей физической культуры. Это учреждение,  которое:

 

1. Координирует деятельность тренеров-преподавателей по реализации дополнительных образовательных программ различных направленностей;

 

2. Осуществляет обмен опытом и повышение профессионального уровня творческих педагогических кадров;

 

 

3.  Оказывает организационно-методическую помощь образовательным учреждениям района в развитии и пропаганде спортивной направленности;

 

4.  Принимает участие в организации и проведении массовых мероприятий различного уровня (соревнования, турниры, первенства,  семинары и т.д.), обеспечивающих мониторинг и развитие различных направлений спортивной деятельности обучающихся;

 

5.  Организует работу по выявлению и поддержке одаренных и талантливых обучающихся;

 

6.  Выявляет, изучает, обобщает и распространяет опыт работы тренеров – преподавателей ДЮСШ;

 

7. Формирует банк результатов спортивной деятельности обучающихся, организует пропаганду достижений в спорте,  в том числе и средствами массовой информации;

 

8. Организует и проводит семинары для педагогических работников образовательных учреждений по проблемам развития спортивной работы;

 

9. Организует работу профильных лагерей, учебно-тренировочных сборов;

 

10. Привлекает дополнительные финансовые источники за счет предоставления платных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц;

 

11. Организует и проводит совместно с заинтересованными ведомствами, учреждениями и общественными организациями всероссийские и областные массовые мероприятия (Первенства, турниры, соревнования и т.д.);

 

12. Организует иную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации и направленную на выполнение Учреждением уставных задач.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО В СОЦИУМЕ

 

          Эффективность педагогического процесса  МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ» играет важную роль в формировании для обучающихся единого образовательного пространства, которое сориентировано на их интересы, позволяет им проявить свои способности.

 

Отличительной особенностью творческой деятельности в области дополнительного образования детей в ДЮСШ является возможность организации  ранней профессиональной ориентации, которая способствует выявлению и сопровождению детей, достигших успехов в спортивной деятельности.

 

Базовым учреждением, осуществляющим работу по повышению профессионального уровня педагогических кадров является Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования   (КРИПК и ПРО).

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

           Отношения работников Учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

 

В образовательном учреждении в течение учебного года штат полностью укомплектован. Педагоги дополнительного образования имеют необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности. В ДЮСШ работают 10 тренеров – преподавателей (8 человек с высшим профессиональным образованием), из них имеют высшую квалификационную категорию – один тренер, первую - 2 человека, вторую – 2 человека. Квалификация подтверждена документами об образовании. Все педагогические работники проходят обязательный медицинский осмотр. 100 %   педагогических работников образовательного учреждения, а также  административно-управленческого персонала обучены работе с персональным компьютером на уровне пользователей.

 

 

 

 

 Основные задачи  кадрового обеспечения:

 

 1. Проанализировать состояние аттестации педагогических кадров учреждения,   реализующих программы дополнительного образования.

 

2. В 2011-2012 г.г. разработать программу развития учреждения, включающую мероприятия по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров  МБОУ ДОД «Ижморская ДЮСШ»  в срок до 2015 года.  

 

3. Сохранить укомплектованность педагогическими кадрами МБОУ ДОД «Ижморская  ДЮСШ»  к 2015 году.

 

4. Обеспечить участие педагогов в региональных и федеральных конкурсах профессионального мастерства, в частности,  в   конкурсе педагогического мастерства  педагогов дополнительного образования в  рамках Всероссийского  конкурса   педагогов дополнительного  образования  «Сердце отдаю   детям».

 

5. В 2012 г. заместителю директора ДЮСШ  разработать план семинаров - совещаний   по  актуальным   вопросам  развития    системы   дополнительного образования детей на 2012-2015 гг.

 

 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЮСШ  на 2012-2015 гг.

 

 Концепция развития ДЮСШ  определяет стратегию развития образовательной системы учреждения на 2012-2015 гг.

 

Концепция является:

 

1.   Социально-педагогической (направлена на обеспечение прав личности на образование, социальную защищённость в современных условиях);

 

2.   Межотраслевой (объединяет усилия различных ведомств, общественных и государственных организаций, объединений в деле образования);

 

3.   Организационно-педагогической (создаёт условия для эффективной организации деятельности педагогического коллектива).

 

 Концепция позволит:

 

1.  Формировать образовательную политику учреждения;

 

2.  Определять основы нормативного и финансового обеспечения развития ДЮСШ ;

 

3. Принимать   нормативные   акты,   распорядительные   документы, направленные на создание условий для развития учреждения, координирующие усилия различных структур и ведомств по вопросам образовательной деятельности учреждения;

 

4. жителям района, являющимися основными заказчиками и пользователями образовательных услуг учреждения, участвовать в развитии учреждения.

 

Основными критериями эффективности развития ДЮСШ   будут выступать:

 

·  согласованность основных направлений и приоритетов развития, согласно Приоритетному национальному проекту «Образование», Федеральной программой развития образования и «Концепцией модернизации дополнительного образования»;

 

·   реализация ДЮСШ  дополнительных образовательных программ, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг;

 

·   рост личных достижений участников образовательного процесса;

 

·   развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса;

 

·   качество предоставляемых  образовательных услуг.

 

Проблемы: В процессе гуманизации и демократизации образования возникли новые проблемы, разрешение которых позволит дальнейшее развитие ДЮСШ.

 

Первая проблема заключается в недостаточной интеграции  общего и дополнительного образования. Система общего образования не обеспечивает в достаточной мере спортивную готовность выпускников школы. Появилась необходимость интеграции общего и дополнительного образования.

 

Решение: Проблема может быть решена путём создания комплексных интегрированных дополнительных образовательных программ, более тесной совместной деятельности общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

 

         Вторая проблема  касается  ресурсного  обеспечения  образовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы финансирования. Значительная час… Продолжение »